11. Гузель Яхина - "Дети мои"
После распиаренного (и заслуженно) романа "Зулейха открывает глаза", к Яхиной, у полюбивших этот роман читателей, были большие ожидания. И по сравнению с "Зулейхой" роман "Дети мои" может показаться слабее. Но у этих романов различаются и жанры. "Зулейха" - история о женщине, вплетенная в историю страны. Таковы, например, "Тихий Дон", "Вечный зов". Конечно, у Яхиной нет такой масштабности событий. Но у Яхиной каждый персонаж этого романа – представитель какого-либо сословия, и в судьбе этого персонажа – судьба сословия, к которому он принадлежит.
"Дети мои" – роман-притча. Исторические события происходят за рекой от жилища главного героя, и иногда – заблудшими персонажами доходят до обители главного героя, тексты которого провоцируют реальные изменения истории страны. Поэтому два романа Яхиной трудно сравнивать. Субьективный критерий: легко читается, понравилось или не понравилось – на мой взгляд критерий более достойный гастрономических оценок приготовленной пищи, критерий потребительства, а не восприятия произведений искусства. А у Яхиной не потребительская литература.
12. Дмитрий Быков - "Июнь"
И Дмитрий Быков, и Алексей Иванов, для меня, талантливейшие писатели России – наши современники. Этих авторов не возможно сравнить, они более разные, чем два романа Яхиной.
Их произведения я читаю все. И рекомендую каждому читателю. Романы Быкова – филологичны, сильны соблюдением законов литературы, грамотны в этом ключе, безусловно интересном.
Хотя "Июнь" мне был менее интересен, чем такие произведения Быкова как "ЖД", "Эвакуатор", где в главной героине он написал свою жену (тоже писатель - Лукьянова Ирина),
"Орфография" как его рассказы в стихах "Сон о Гоморре", "Ночные электрички". Быков – самобытен. Мне трудно подобрать какие-то известные произведения, чтобы сопоставить с каким-либо романом Быкова, чтобы проиллюстрировать, дескать, эти вот похожи.
Романы у Дм. Быкова - сложные. Мать у него - филолог. Он - филолог. Словом, наследственное.
"Эвакуатор", "Ночные электрички",
http://grustno.hobby.ru/poetry/bykov1.htm "Сон о Гоморре"
https://rustih.ru/dmitrij-bykov-son-o-gomorre/Вообще, очень рекомендую Дмитрия Быкова. Его стихи, тексты для проекта «Гражданин поэт» – блистательно и остроумно. Остроумны и его литературоведческие тексты/лекции/книги. Смелый, не канонический взгляд на авторов и произведения, нередко весьма полимичный, но, безусловно, самобытный.
Заступлюсь за книгу Дм.Быкова "Борис Пастернак", которую здесь критиковали за "филологизм" – этот НЕ художественный текст по заслугам удостоен приза "Национальный бестселлер" (2005 год), обойдя, в тот год, художественные романы Сергея Доренко «2008», Павла Крусанова «Американская дырка», Захара Прилепина «Санькя». Сегодня как раз дочитал "Борис Пастернак" Дмитрия Быкова. Очень серьезная многоуровневая работа! Я не знаю кто ещё в современной России мог бы так написать. Чтобы написать такое исследование нужно быть Быковым. Много интересного материала и самобытное авторское мнение не только о Борисе Пастернаке, но и о его современниках: Мандельштаме, Ахматовой, Цветаевой, Маяковском, Симанове, Федине, Пильняке, Скрябине, Мейерхольде...
Вообще, Быков – уникум.
Ну и стихи Быкова - хороши.
В России были поэты, которые писали и прозу: Несколько повестей у Пушкина, по одному роману у Лермонтова, у Пастернака... Были и те, кого мы называем писателями, но у них есть хорошие стихотворные произведения: Набоков, Солженицын, Бунин.
А вот Дмитрий Быков или, например, Дмитрий Мережковский – писали и стихи, и прозу, и исследования. И Быкова, и Мережковского то кто-то назовёт писателем, то поэтом. Не прикрепилось к ним чёткое определение, потому как в равной степени можно их назвать и писателями, и поэтами. И литературоведами - у них хорошие тексты о литературе.
Как литературоведа/критика работа Дмитрия Быкова мне не менее интересна, чем его поэзия и проза. У Быкова очень творческое литературоведение.
13. Алексей Иванов - "Тобол"
Произведения Иванова более известны, чем произведения Быкова. Экранизировались "Географ глобус пропил", "Летоисчисление от Иоанна", "Тобол. Много званных".
А есть ещё прекрасные романы "Общага на крови", "Блуда и МУДО", "Сердце Пармы", "Золото бунта". В отличие от романов Быкова, произведения Иванова потенциально более подходят для экранизаций. Они динамичнее, там есть приключения. А, пожалуй, самая не динамичная "Географ глобус пропил" – успешно была экранизирована и получила много хороших откликов. Хотя, на мой взгляд, этот роман с символикой (достойно конкурирующий с глубоким смыслом романов Быкова) при экранизации потерял много очень важных эпизодов, сделав из главного героя – слабака-алкоголика, а не "иисусика", каким он написан в романе.
Но больше всего при экранизации – потеряли романы "Тобол. Много званных" "Тобол. Мало избранных". В фильм попала лишь одна сюжетная линия из десятка сюжетных линий этих романов.
Дилогия "Тобол" – продолжение перьмской темы Иванова. Многоплановый, многоперсонажный роман, как "Война и мир", только с мистикой, как это всегда присутствует у Иванова в романах о Парме.
Но, если сравнивать с другими произведениями Иванова мне больше понравились его романы "Золото бунта", "Географ глобус пропил" и "Сердце Пармы". Но, и "Тобол" - весьма значительная вещь в русскоязычной литературе.
14.Мариам Петросян - "Дом, в котором..." .
Вот уж где мистики больше, чем во всех романах Иванова вместе взятых. "Синдром Петрушки" Рубиной (прочитав этот роман, можно посмотреть экранизацию романа с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях), "Зулейха открывает глаза" Яхиной и "Дом, в котором..." Петросян для меня стали открытиями в современной прозе, написанной женщинами. Например,Латынина, Маринина или Донцова – создают развлекательную литературу, которая требует соблюдения её законов в ущерб тому, что определяет серьезное произведение – многоуровневость. У Латыниной выделю её исследования текстов об Иисусе Христе. Количество анализируемых текстов и качество этого исследования ОЧЕНЬ впечатляет. Мне даже не вериться, что Латынина написала всё сама, а не под её фамилией вышла коллективная работа нескольких исследователей той эпохи.
Но вернусь к Яхиной и Петросян. Дети Петросян (как и "Дети мои") – живут в изолированном мире. Их инвалидность – символична. Вокруг нас большинство подростков живут в своём изолированном внутреннем мире, в котором ощущают себя инвалидами. Если хотите лучше понимать подростков – читайте "Дом, в котором..." внимательно, включившись в эту символику. Для сравнения: всемирно известный роман "Повелитель мух" рассматривает лишь некоторые аспекты детского поведения. "Дом, в котором..." – гораздо глубже. Просто опубликован роман не в той стране, которая может обеспечить мировую известность достойному этого.